Тана Тораджа
Бык смирно стоял на узкой тропинке у вершины склона, из перерезанного горла толстой маслянистой струей хлестала кровь. С противоположного конца столь же синхронно и толстоструйно выливалось дерьмо. Такой вот колоритный тораджийский фонтан в стиле «писающий мальчик»... Внезапно животное дернулось, встало на дыбы и растопырив негнущиеся ноги под радостные крики толпы кубарем покатилось по склону в мою сторону. Не долетев до меня пары метров, бык уткнулся в окровавленную и обосранную кучу еще шевелящихся туш. Тораджийская погребальная церемония была в самом разгаре, к камню наверху уже тащили очередную жертву.
Тана Тораджа — горная местность на юге индонезийского острова Сулавеси, населенная соответственно «жителями гор» — тораджами. Свое повествование об очередном долгом и интересном путешествии по Индонезии я начну именно с этой провинции, не углубляясь в энциклопедические подробности, коих и без моих потуг достаточно много можно найти в сети. В этот раз я покажу вам весьма сочные и яркие погребальные обряды тораджей. Меньше слов, больше фотографий.
Дабы не травмировать нежный взор благонравных читателей, оставлю за кадром излишне кровожадные сцены. Вполне возможно, что и представленные фотографии покажутся кому-то недостаточно аппетитными. Заранее извиняюсь, но раз уж в процессе своего странствования случилось познакомиться с теми или иными сторонами жизни разных народов, полагаю, не стоит утаивать от вас сии наблюдения.
Вопросы упокоения бренного тела занимают в умах жителей Тана Тораджи непомерно много места. Подобно древним египтянам, строившим пирамиды, обитатели горных районов Южного Сулавеси наполнили окрестности диковинными могилами и сделали погребальные обряды чуть ли не главным развлечением. Виденная мной местная свадьба была обставлена куда скромнее поминок.
Удивительно, но весь этот махровый анимизм с жертвоприношениями и разложенными по норам и дуплам телами, успешно сочитается тут с традиционными религиями. Местность изобилует церквями и мечетями, а необычные могилы часто увенчаны крестами.
Если в Северном Сулавеси мне посчастливилось в качестве фотографа попасть на свадьбу, а также участвовать в новогоднем застолье, то южане бесконечно рады поделиться своими похоронными обрядами и с гордостью продемонстрировать не только могилы, но и сами бренные останки предков.
Действо происходило на достаточно своеобразном рельефе, многочисленные местные зрители и родственники усопшего толпились выше по склону вдоль специально сооруженных насестов из бамбука, хозяйственных и ритуальных построек различного назначения.
К столбам и деревьям в хаотичном беспорядке было привязано десятка полтора буйволов. Крутизна жертвенного подношения, естественно, измерялась размером животного. Я расположился ниже по склону, чтобы солнце светило в спину. Скорбящие родственники весело шутили, сушеные старцы показывали на себе юным исполнителям ритуала, как ловчее перерезать быкам горло. Пропитанный запахом навоза воздух содрогался от громогласных речей распорядителя церемонии. Иногда присутствующие хором что-то одобрительно гудели в ответ.
Внезапно зрители оживились, под шутки и советы толпы к камню на склоне потащили первого быка. (Как обычно, подписи под фотографиями не совпадают с картинками. Поскольку подгонять текст к иллюстрациям мне откровенно лень).
Еле успевая уворачиваться от катящихся на меня по склону бьющихся в агонии быков, я несколько раз поскользнулся, плюхнувшись в свежее дерьмо и еще теплую кровь. Вместо положенной в таких случаях жалости к корчащимся вокруг животным и ужаса от потоков крови, внутри себя я обнаружил лишь досаду от необходимости прижимать к лицу основательно перемазанную дерьмом камеру.
Словом «бык», в данном случае, я называю азиатского буйвола (Bubalus bubalis), подразумевая пол, а не породу животного.
Комментарии (19)
Из человека тоже бы с горла шла кровь, и так же бы испачкал одежду испражнениями, а ум был бы в панике. Разницы нет. Нам не трудно, когда говорим про других. Не понимаем, какой кошмар они испытывают.
Не знаю что в этом хорошего. я бы туда не поехал.
Кому нравится, тот ненормальный.
Понятно, что люди там так живут, особо не думают, слава богу я не там живу.
Как бы человек ни считал себя хозяином Вселенной и вершиной Мироздания, он остаётся таким же ничтожным или великим, как и всё, что в ней существует. Только до осознания сего он не дорос!
Хотя коррида, конечно, милее сердце европейца, чем подобная резня.
Т.е. им нельзя, а тебе можно что ли уничтожать? Вегетарианец?
что же касается коментов
то все это дико с нашей точки зрения
мы все забываем что все мы прежде всего животные малотого всеядные хишники
и перерезание там горла быку и тп это всеголиш умершвление часть действа
почему же именно нам так неприятно и противно так это потому что унас в подсознательном понимании заложена библейская идеология - и всего делов
у них своя идеология в том числе и взгляды на жинь и смерть
хотя насчет санитариия б конечно спорить не стал но это их традиции и их ограниченный выбор (нет телевизоров нет чей либо пропаганды)
в сравнеии конечно мне мой мир милее
хотя яб очень хотел знать менение ихнего жителя о нашем мире
жаль к нам не поедут жить у нас холодно :) и неменее тяжело в чемто хряки и рис сами не растут
Прошу обратить внимание и комментаторов на то, что Тораджа - это не дикари, это вполне цивилизованная часть населения Индонезии, вовсе не отрезанная от мира, которая работает, ходит в школу, ездит на машинах и исповедует христианство. И телевизор смотрит. Просто традиции такие, и они их хранят.
Что же касается самой процедуры убийства быка, то смею Вам заметить, это один из самых безболезненных для животного способ, а для людей, получающих мясо, свидетельство его несомненной свежести.
свой отчет пишу.
>Я сам этим дикарям горло перерезал бы с удовольствием, если будут продолжать творить такое. Надо >заставить их отказаться от этих жестоких обычаев или уничтожить все их население!
Извращенец, блин. Скот забивать нельзя, а целый народ с малыми детьми от религиозной дури перерезать можно? Мясо ешь? А рыбу или кур?
Автору: интересный у вас сайт. Быков все-таки жаль. :)
вот что-то вспомнилось, что масло всё-таки Аннушка разлила
А Так провожают в последний путь только мужчин? И Откуда денежки на столь пышные проводы или это удел богатых, хотя на фото обыкновенные мужики (интересно сколько там один буйвол стоит)? Это если так всех поминать коров не останется. Что делают с тушами ,столько мяса не съесть за один раз. И У всех индонезийцев никотиновая зависимость?
Копят заранее. Естественно, чем богаче семья, тем пышнее похороны. Стоимость буйвола за давностью лет забыл, буйволы сильно отличаются по стоимости в зависимости от масти.
Мясо особо не едят (буйволятина не ценится). Шкуры сдирают и выделывают.
Курит наверное 100 процентов мужского населения, причем по всей Индонезии такая фигня.
Сколько раз в году проходит этот ретуал (обряд)
Вход на это зрелище фарангам платный или безплатный?
Слышала что некое подобие есть на Сулавеси(если я не путаю), вход стоит аж 200 у.е. с человека и только с сопровождающим..
Фаранги — это в Таиланде. :) Вряд ли кто-то додумается взимать плату с гостей на поминках, даже при самых экзотических обычаях. Хотя принято дарить подарки сыну усопшего, обычно это сигареты (несколько пачек). В Индонезии число курящих мужчин стремится к 100%, поэтому сигареты — это вообще достаточно универсальный подарок.
Это и есть Сулавеси. Поминки — не шоу для туристов (хотя местные горы изумительно красивы и там есть отели, но количество туристов слишком незначительное, чтобы ради них кого-то хоронить). Рядом с крупной площадкой для поминок около города есть некое подобие традиционной деревни, вот там могут взимать плату за проезд туристов (весьма незначительную), заодно и на площадку. Не менее интересно посмотреть деревенские похороны где-нибудь подальше в горах, вот там и понадобится сопровождающий, просто чтобы было кому спрашивать дорогу.