Кунашир
Этот сентябрь я провел в пеших скитаниях по Кунаширу - самому южному острову Большой Курильской гряды. Уделив немалое количество времени фотографированию окрестностей и прочему осмотру достопримечательностей сего любопытного участка суши.
Гражданам нашего хитромудрого государства некоторые его части представляются богом забытыми и никому не нужными территориями, которые обязательно надо кому-нибудь отдать, подарить или продать за ненадобностью. Не страдая излишней политкорректностью, постараюсь немного просветить любознательного читателя на предмет того, что представляет собой один из Курильских островов, пока не отданный ретивым японцам.
Название Кунашир - айнское, и означает "черный остров". 1550 квадратных километров суши, длиной 123 километра, вытянутых цепью вулканов с севера на юг. Джунглевый рай и один из самых прекрасных островов, на которых мне приходилось бывать.
Большой участок Кунашира занимает заповедник "Курильский", для проникновения на территорию которого необходимо получать разрешение. Да и путешествие на сам остров связано с определенными логистическими танцами с бубном.
Взять билеты на теплоход нам не удалось, посему Охотское море пересекали в трюме сухогруза, проведя пару суток в захватывающем интерьере контейнеров, леса, цемента, бетонных блоков, муки, каких-то железяк, автобуса, продуктов и подушек с матрасами. Романтическая обстановка оживлялась роскошными обедами на судовом камбузе.
Наконец, обрулив утыканный огнями Хоккайдо, наш броненосец встал на рейд Южно-Курильска. В предтайфунном затишье, сквозь туман, показался Кунашир, многочисленными дымами вулканического попердывания полностью оправдывая название островов - Курилы.
Швартовка возможна только в светлое время суток, глубины не соответствуют обозначенным на карте. Акватория усеяна останками плавсредств, у которых процесс навигации завершился херовым образом.
Едва ослабел встретивший нас мощный тайфун, как под первыми лучами солнца наши жаждущие приключений организмы вломились в бурные заросли кунаширской ботвы. Лес представляет собой типичные джунгли с уходящими к небу лианами и непроходимой щетиной густого бамбука. Если отвлечься от незнакомых запахов, живо напоминает дебри Борнео, по которым я слонялся в начале года.
Обильные осадки превратили предполагаемую тропу в мутный глубокий поток. Вода смешивается с кипящей кислой субстанцией горячих источников. Сами по себе заросли бамбука вне существующих троп и ручьев являются абсолютно непроходимыми, в чем нам еще предстояло неоднократно убедиться.
В джунглях, на склонах вулканов и на морском побережье периодически встречаются различные странные личности, вроде одиноких бродячих вулканологов или импортных безумных велосипедистов. Хотя, в целом, остров, особенно в северной части, достаточно малолюден.
Морское побережье не представляло для меня какого-либо интереса, но пришлось таки уважить попутчиков, для которых соленая вода и прочие рыбы являются определенной диковинкой.
Комментарии (73)
Будет возможность - так же попутишествую.
Вулканчик давал осебе знать сернистым запашком. Природа там была ещё нецелованная!
И мыс столбчатый видел, карабкались у его подножья. В Головнино был. Ловили сетью
горбушу. Да ночью, без света. Идёшь в море по пояс, под ногами что-то мягкое, за ноги цепляется.
После, впереди идущего товарища, в воде вспыхивают голубые звёздочки. Планктон взбудоражен
ный светится так! Еслиб я знал, что у меня под ногами скрипит и извивается.. В жисть не пошёл
бы! А на краю острова вспыхивал маяк и шхун ,рыбаков японских, светилось полно!
"Тряхнуло" нас разок прилично! Говорили, что четыре балла, а нам казалось-"Ну вот и смертушка
наша пришла!". Ночью, при свете луны, море блестит, деревья качаются из стороны в сторону!
Земля под ногами дёргалась как живая! Тихий ужас! Всего 30 сек, а на всю жизнь память!
Если оказия у вас случится - не раздумывайте, езжайте! Не пожалеете! Август- Сентябрь-самое
то!
сел в тумане на мель. Ошибся бухтами! Вечер. Пароход, назывался "Курильск", плыл и гудел
протяжными гудками. Мы, молодые солдатики, уже пять суток болтались в море. Каюта наша
была почти на носу судна. Я вышел на палубу, подышать. Туман сплошной, пароход плывёт и
протяжно гудит. Стою на носу и смотрю на буруны. И вдруг, поперёк нашего курса, прямо метрах
пяти, проплывает моторка с людьми которые с ужасом смотрят на нас!!! Проскочили в метре от
нас! Я побежал в каюту рассказать ребятам об этом. На самом интересном месте моего рассказа,
раздался страшный грохот, сильный толчёк и скрежет металла. Пароход встал. У нас волосы
дыбом! Мысль - кого-то переехали. Всё! Тонем! Кто в чём, выскочили на верх, на палубу.
Пароход стоял мёртво! Вокруг туман, внизу плещется вода и капитан на шлюпке с моряками
оплывает судно....
Стоял очень густой туман и дальше 20ти метров ничего не было видно.
Вечерело. Выползли на палубу подышать свежим воздухом. Смотрим, что все кто на палубе
задрали головы и разглядывают что-то вверху. Очень высоко над головами, туман раз-
сеялся и на фоне голубого неба были видны деревья! И слева, и справа! Как-так? Плыли
по морю, а заплыли в лесную чащу! Туман очень быстро растворился, что на Курилах
обычное явление и перед нашим взором открылась непередаваемая картина.
Наше судно оказалось в центре узкой бухты с высокими и отвесными скалами на верху
которых рос лес. И впереди по курсу такая-же картина! 30м. слева, 30м справа отвесная
скала, высотой метров 50ти. Пробрались на нос судна. А там, на уровне нашего "носа",
из воды торчала скала со старым бакеном, лежали рядом газовые баллоны. За скалой
с бакеном было ещё метров 300 чистой воды и опять высоченный вертикальный берег
с растительностью на верху. Наш "Курильск" в тумане ошибся курсом и взял правее
на три км. Ошибся бухтами! Это был остров Шикотан. Мы должны были зайти в Малокурильск
но в тумане капитан завёл судно в другую, дикую бухту! Но если б не скала, то мы б на
полном ходу врезались в отвесный берег и некому было бы вам рассказать про этот
случай! Приплыл буксир, натянули пеньковый трос с руку толщиной. Стал тянуть нас назад,
"Курильск" то-же дал "полный назад". Трос натянулся как струна, но ни малейшего шевеления
не происходило. Так продолжалось минут двадцать и всё бестолку! Приплыл ещё один
буксир. Ещё два часа они пытались нас снять со скалы, но тщетно!
Настала ночь и мы ушли спать. Рано утром, где-то около восьми часов, проснулись.
Что такое? Не возможно ходить по полу! Тянет к одной стене! Оделись и стали выходить
из каюты. Такая же чертовщина и в коридоре. Тянет куда-то в сторону.
Трап на верх, вообще встал вертикально! Во дела! Вышли с трудом на палубу и стало всё ясно!
Нос парохода как стоял на скале, так там и остался, а корма была на воде. Утром отлив и
судно повисло как на суку.
Скажите, а какие формальности нужно уладить, чтобы попасть на остров? Слышала, что нужно согласовать с некими властями предварительно свой маршрут. Это правда, или слухи?
И еще: Кунашир в июле сильно отличается от августо-сентябрьского?
Было бы так здорово, если бы у вас нашлось время ответить:)
Нужно было оформлять пропуска у пограничников в Южно-Сахалинске. На самом Кунашире в свою очередь оформляться в заповеднике.
Сезон выбирали специально, как наиболее оптимальный. Сам я планированием маршрута не занимался, поэтому точно всех факторов уже не помню. Но исходя из того, что Кунашир находится почти на широте Владивостока, первая половина лета там скорее всего сезон дождей.
В заповеднике оформляться на месте.
берегу в песке и камнях миллион.Они есть даже на сопках, вблизи берега.
На них, в речке, хорошо ловится форель
Ну, в любом случае это ракообразные.
Единственно, покоробило, что некоторые несознательные товарищи "брезгуют лососем", а икру едят, напрасно лишая жизни живых существ. Это - неправильно!
на весь остров. Это были далёкие 67-68 годы.
это скала Орган. Она и вправду похожа на огромный орган